https://www.kp.ru/daily/27645/4996198/
Летом 2023 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября во всех школах России вводятся занятия по профориентации. Осенью этого же года в школьном расписании появился курс внеурочной деятельности под названием «Россия – мои горизонты».
Многие родители воспринимают профориентационные занятия как дополнительную нагрузку на своего ребенка. В этой статье эксперты проекта разберут острые и актуальные темы, касающиеся программы «Россия – мои горизонты» и ответят на 5 волнующих родителей вопросов.
ВОПРОС 1. Почему занятия проходят именно по четвергам? В некоторых школах урок внеурочной деятельности ставят 8 по счету, чем это обусловлено?
Игорь Иванов, руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда Гуманитарных Проектов:
“Министерством просвещения Российской Федерации рекомендован единый день проведения занятий курса «Россия – мои горизонты», еженедельно по четвергам. В Письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» определено, что под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Проще говоря, занятия внеурочной деятельности обязательны к посещению, потому что входят в план внеурочной деятельности, который является частью основной образовательной программы. А согласно ст. 43 «Закона об образовании» все школьники обязаны добросовестно осваивать эту программу. Вопрос времени проведения занятий остается на усмотрение администрации конкретного образовательного учреждения. Как правило, школы стараются ставить занятия внеурочной деятельности после так называемой «паузы», чтобы у ребенка было время на отдых. Возможно, в связи с этим занятия проводятся 7-8 уроками.”
ВОПРОС 2. Как выбираются темы для курса? Кто их разрабатывает? И может ли учитель провести урок на тему, которую самостоятельно придумал?
Александра Потехина, генеральный директор «Проектория Медиа»:
“Календарно-тематический план курса – это большая коллективная работа целой группы людей: методологов, психологов, педагогов, представителей различных ведомств и различных отраслей экономики. Задача курса – и охватить вопросы самоопределения, и рассказать о самых востребованных направлениях рынка труда, и дать максимально полезные и практические советы ребятам. Звучит амбициозно, поэтому все занятия педагог может собрать в нашем Конструкторе будущего. Это очень удобно, потому что, во-первых, позволяет получить сразу полностью готовое занятие под любой возраст со всем комплектом материалов, а во-вторых, дает возможность при необходимости моделировать занятие, заменять разные блоки. Мы рекомендуем пользоваться заранее подготовленным сценарием, но при желании педагог может брать только какие-то отдельные блоки, задания, игры, видеоролики и дополнять их своими активностями.”
ВОПРОС 3. Что конкретно получит мой ребенок после прослушивания курса? Чем этот курс ему поможет?
Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов:
“Курс помогает сосредоточиться на вопросах профессионального самоопределения, больше узнать о собственных интересах и ценностях, смоделировать (или начать моделировать) личный образовательно-профессиональный маршрут. На занятиях ученики получают самую актуальную информацию об отраслях и профессиях самой различной направленности, видят в записи современные предприятия и их успешных сотрудников, знакомятся с культурой и условиями труда в разных регионах и отраслях. Занятия курса построены с учетом возраста учеников и их предпочтениями в изучении материала. Мы сочетаем видеоролики, игры, практические задания так, чтобы класс не уставал и каждый нашел что-то интересное для себя.”
ВОПРОС 4. Зачем моему ребенку профориентационные занятия, если он спортсмен и уже точно знает, куда будет поступать?
Татьяна Четверикова, руководитель отдела «Центр планирования профессиональной карьеры» в центре профессионального образования Самарской области:
“Если Ваш ребенок точно знает, куда будет поступать, мы поздравляем всю Вашу семью – муки выбора обошли вас стороной! Но даже в этом случае посещение ребенком профориентационных занятий поможет ему лучше узнать тот мир профессий и работодателей, в который он вступит через несколько лет после окончания школы, а также правила «выживания» в этом мире: выбор профессии и планирование профессионального развития. Эти знания ни для кого не бывают лишними, даже для взрослых людей. Эти знания оказываются очень ценны, когда изменчивый, динамичный мир (а мы живем именно в таком мире) затрагивает твою профессию, и люди оказываются в ситуации необходимости менять свою профессию или даже сферу деятельности, уже будучи профессионалом.
Если Ваш сын серьезно занимается спортом и решил стать профессиональным спортсменом, то наверняка знает, что они в достаточно молодом возрасте (кто-то в 35, а кто-то и в 25 лет) меняют профессию. Кто-то остается в спорте в качестве тренера, а кто-то начинает профессионально развиваться в совершенно в иных сферах: разрабатывает собственную линейку спортивной одежды , открывает строительную компанию или спортивную школу, становится руководителем или менеджером спортивных организаций. Для повышения успешности в новой сфере человеку требуются знания и навыки выбора и планирования профессионального развития. Соответственно, профориентационные занятия для спортсменов особенно полезны.
Еще один аргумент в пользу профориентационных занятий: как бы мы ни были уверены в успешности намеченного плана, нам всегда нужен запасной план. А некоторые люди при планировании жизненных маршрутов предпочитают составлять несколько запасных вариантов. Ведь не все в этой жизни зависит от нас: направление подготовки в выбранном нами вузе может закрыться, может сократиться количество бюджетных мест на выбранную нами специальность, а стоимость обучения на «внебюджете» – резко подняться. Случаются неприятные ситуации со здоровьем, и всё чаще мы видим, как искусственный интеллект вмешивается в содержание труда уже сейчас, сокращая количество рабочих мест. А что будет через 5 лет? Знать точно мы не можем. Но можем уже сейчас понять тенденции и основные пути, приводящие человека к профессиональной востребованности и успеху. Разобраться во всем этом, составить запасные планы помогают профориентационные занятия.”
ВОПРОС 5. Если кто-то в семье относится скептически к посещению ребенком таких занятий. Как найти компромисс? А самое главное, как объяснить ребенку, что такие занятия ему помогут в дальнейшем?
Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов:
“Конечно, в семье важно договариваться о ценностях и задачах по воспитанию детей. Вспомните и обсудите, как у каждого из вас, взрослых, когда-то происходил профессиональный выбор? Кто и что помогло? Какой помощи не хватило? Сработают ли ваши стратегии в сегодняшних реалиях? Попробуйте больше узнать о курсе «Россия – мои горизонты». Педагог может показать вам его фрагменты, объяснить назначение. Также узнайте мнение самого подростка, что ему интересно и важно в этих занятиях. Широкий кругозор о мире профессий и труда, который формирует курс за несколько лет, – важное условие многих жизненных выборов. Пусть они принесут удовольствие!”
Немного о курсе
Занятия курса “Россия - мои горизонты” предназначены для учащихся 6-11 классов и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Курс включает в себя 34 занятия, которые проходят каждый четверг. За прошлый год школьников уже познакомили с отраслями промышленности, цифровым технологиям, медициной и здравоохранением, инженерным делом, государственным управлением. Кроме этого, особое внимание уделяется и практической части. Для обучающихся организуются экскурсии на региональные предприятия, организации и учебные учреждения. Ознакомиться с новой программой курса внеурочной деятельности можно на сайте.
Профориентация
https://copp71.ru/news/v-tulskoy-oblasti-realizuetsya-edinaya-model-proforientatsii/
В 2024/2025 учебном году Единая модель профориентации в Тульской области охватывает 442 муниципальные и государственные общеобразовательные организации и свыше 71,5 тысяч обучающихся 6-11 классов.
Внедрена Единая модель профессиональной организации обучающихся с 1 сентября 2023 года Минпросом России во всех субъектах Российской Федерации.
Как отметил Неумывакин Виктор Сергеевич, Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства Просвещения Российской Федерации: «Единая модель профориентации, которую мы внедрили совместно с Фондом Гуманитарных Проектов в прошлом учебном году, направлена на создание системного подхода в вопросе выбора профессии. Ее инструменты позволяют школьнику познакомиться с достижениями страны и миром профессий на занятиях курса «Россия – мои горизонты», а также посетить предприятия своего региона в рамках экскурсий и профессиональных проб».
Фондом Гуманитарных Проектов – это федеральный оператор Единой модели профориентации. Региональный оператор назначен приказом министерства образования Тульской области – это Центр опережающей профессиональной подготовки, функционирующий в Тульском государственном машиностроительном колледже имени Никиты Демидова.
Мероприятия Единой модели профориентации реализуются школами на одном из трех уровней: базовом, основном или продвинутом.
Профессиональная ориентация осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей через урочную деятельность, внеурочную деятельность, практико-ориентированные занятия, дополнительное образование, профессиональное обучение, профильные предпрофессиональные классы и конечно, взаимодействие с родителями.
В рамках внеурочной деятельности еженедельно по четвергам в школах проводятся занятия курса «Россия – мои горизонты». Школьники на занятиях в активных форматах знакомятся с экономикой России, узнают о научных и технологических достижениях нашей страны, знакомятся с различными отраслями производства, а также наиболее востребованными и перспективными профессиями и специальностями. Подробнее о курсе «Россия – мои горизонты» узнавайте на сайте «Билет в будущее» https://kb.bvbinfo.ru/?section=vneurochnaya-deyatelnost
Погружения в практическое освоение азов различных профессиональных направлений происходит в ходе участия детей и педагогов в профессиональных пробах, мастер-классах, днях открытых дверей на площадках колледжей, техникумов и вузов, функционирующих в нашем регионе, а также в ходе посещения корпоративных музеев предприятий, экскурсий на производство, встреч и мастер-классов от представителей различных профессий.
Ярким примером практического погружения в профессию являются профессиональные пробы, мастер-классы и экскурсии в рамках Всероссийского профориентационного проекта «Билет в будущее». Участником этого проекта являются в 2024 году 272 общеобразовательные организации, более 18 тысяч школьников из 6-11 классов.
Только в октябре-ноябре 2024 года более полутора тысяч ребят посетят профессиональные пробы в колледжах и техникумах, боле 5 тысяч станут участниками экскурсий на ключевые предприятия региона.
Такая же возможность представляется и ребятам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Для них на площадке Тульского техникума социальных технологий – базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку функционирования региональной системы инклюзивного профессионального образования Тульской области организованы профессиональные пробы, функционирует детский технопарк.
В школьные годы очень важно выбрать увлечение, которое помогает развивать интересы и склонности школьников. В этом детям и родителям помогает Региональный навигатор дополнительного образования детей Тульской области https://dopobr.tularegion.ru/. На портале есть возможность узнать обо всех общеразвивающих, предпрофессиональных программах и программах спортивной подготовки, которые реализуются в Тульской области.
Ежегодно обучающимся 8-11 классов Тульской области предоставляется возможность бесплатно освоить первую профессию. Обучение организовано на современных оборудованных площадках, в том числе в мастерских и лабораториях, созданных в рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Профессионалитет». Координирует обучение Центр опережающей профессиональной подготовки.
С информацией о программах обучения родители и дети могут познакомиться на сайте Центра по ссылке – https://copp71.ru/programs/filter/audience-is-school/apply/.
Многие старшеклассники, ученики 10-11 классов, уже определившиеся с выбором профессионального направления, обучаются в профильных предпрофессиональных классах. Их в Тульской области 181, среди них инженерные, медицинские, педагогические, аграрные, кадетские, финансово-экономические, Сириус-классы и IT-классы.
Включенность родителей в профессиональный выбор детей – залог успешной профориентации в семье. В рамках Единой модели профориентации родители не остались без внимания - на сайте «Билет в будущее» для них создан раздел с полезными информационными материалами и семейными тестами https://bvbinfo.ru/for-parents.
Профориентация школьников имеет колоссальный воспитательный потенциал, благодаря совместным усилиям профессиональных команд педагогов, партнеров-работодателей, родителей и самих детей формируется интерес к выбору будущей профессии, осмысленный выбор своего будущего!
https://bvbinfo.ru/media/news/chto-na-samom-dele-dumayut-shkolniki-i-uchitelya-o
Курс «Россия – мои горизонты» стартовал в сентябре 2023 года во всех школах страны по инициативе Минпросвещения России .
7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем, о нем думают учителя и подростки.
Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали методические материалы для проведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.
Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
– Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах.
Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила Графова выделила несколько положительных моментов внедрения курса:
– Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения этого профориентационного курса является наличие готовых методических материалов на платформе «Билет в будущее».
Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва:
– Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня, как педагога.
Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского края:
– С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» – содержателен и познавателен своими материалами.
Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для школьников:
– С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно строить уроки.
Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами:
– Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии.
Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий:
– Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.
Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:
Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
– На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.
Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного:
– Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.
Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса школы № 8 г. Старая Русса:
– В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий.
Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска:
– Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и в своём будущем выборе.
Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска:
– «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучал различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.
https://www.kp.ru/daily/27646/4997753/
Кандидат наук Чередилина: Выбирать профессию подросткам мешают иллюзии
Интересные результаты показал недавний социологический опрос - 13 - 17-летние хотят работать… Не космонавтами, конечно, но и не банкирами, не программистами, не начальниками. Поколение альфа (это дети, родившиеся с 2010-го) собирается стать продавцами, официантами, кассирами, курьерами, барменами.
Р-р-раз - и много денег
Аргументы? Свободный график, неполный день и быстрый заработок. Стоп, но ведь это профессии сложные физически, даже изматывающие. Попробуй отстоять смену у прилавка или поколесить по городу с коробом за спиной. А еще есть риски (та же недостача), да и заработок не сказать чтоб завидный. Кассиром на свое жилье, например, не заработать. Неужели молодежь этого не понимает? Может, нет амбиций? Еще как есть! 80% из того же опроса мечтают о высоком доходе.
Спросила коллег, у кого тоже подростки: как, мол, у ваших с карьерными устремлениями? У одной 16-летний сын тоже собрался в кассиры - в интересный магазин для хобби. У другой 13-летка заявил: «Буду писателем». «Я ему: может, сначала получишь более стабильную профессию, а уж потом творить будешь? Фыркает в ответ, - кипятится мама. - А я не готова тащить на себе будущего Льва Толстого, пока не прославится!» У третьей дочь решила, что ее призвание - быть аниматором. Но той только 8.
- Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии - о мире и о себе, - говорит руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина. - Развеять их могут помочь взрослые.
Мешают иллюзии
А что за иллюзии? По словам педагога, формированию иллюзий способствует узкий кругозор - когда человек мало что знает о мире профессий. Как это поправить? Быть активным, искать информацию, анализировать.
Низкий интерес к себе, самопознанию, «застревание» в общении только со сверстниками приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы тем, кто старше, - что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте, советует эксперт.
А еще бывает так: посмотрел кино про адвоката (циркача, повара и пр.), и в голове сложилось романтизированное представление, как это круто, и иллюзии о содержании профессии, как ей учиться, насколько она доступна, как там строить карьеру.
- Подросток может думать, что стать кем-то очень легко. Или, наоборот, что он никогда не станет тем же айтишником, пилотом самолета, спортсменом… - говорит Мария Чередилина.
Как их развеять
Можно ли помочь ребенку выбрать профессию правильно, не впадая в иллюзии?
- Классическая формула выбора - «хочу, могу, надо», - объяснила собеседница. - Мы анализируем: «хочу» - это мои желания, мечты, интересы. «Могу» - способности, склонности, успешность - где я хорош. «Надо» - то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область - так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья.
Также важно искать профессию, где будут реализованы самые сильные стороны человека. А еще - чтобы не было конфликта ценностного. Например, работать на компанию, производящую или торгующую сигаретами или алкоголем, значит косвенно помогать кому-то губить себя вредными привычками.
Есть социально значимые профессии (создавать безопасность и комфорт для других), профессии служения - военная, врачебная, работа в некоммерческих организациях. Но там не очень высокие зарплаты. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя воспитанию детей - это тоже выбор.
Главное - чтобы сложилась цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы.
КСТАТИ
Хорошим помощником может стать федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. У школ есть квота на такие поездки, уточняйте у классного руководителя.
Есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности. Есть, например, общее направление - медицина, а внутри много разных позиций - от медсестры до научных сотрудников.
Также есть консультации профориентологов - индивидуальные и групповые, специальные игры, диагностики, профпробы, тренинги, стажировки. В Москве их можно найти, например, при центрах «Моя работа», а также онлайн.
У нас в гостях Международный колледж информационных технологий
Встреча с представителем Тульского колледжа строительства и отраслевых технологий
Профессиональная навигация — портал «ПроеКТОриЯ»
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также задачам национального проекта «Образование», направленного, в том числе на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся, Министерство просвещения РФ продолжает работу по профессиональной навигации обучающихся посредством проведения всероссийских открытых уроков . Открытые уроки «ПроеКТОриЯ» — целенаправленный ресурс Министерства просвещения РФ по реализации тех возможностей, которые представляет ФГОС для оказания помощи подростку по проектированию и сопровождению его образовательно-профессионального маршрута.
Открытые уроки проводятся в режиме интернет трансляции на портале «ПроеКТОриЯ» — http://proektoria.online/. В открытых уроках принимают участие представители ведущих работодателей страны, руководители научных центров, ректоры ключевых ВУЗов, педагоги, ставшие победителями конкурса авторских уроков .
«Билет в будущее»
В 2020 году Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», являющимся федеральным оператором Проекта, внесены изменения в порядок регистрации и участия обучающихся в данном проекте. С 2020 г. регистрацию участников осуществляют родители (законные представители). В 2020 году планируется организовать профессиональные пробы не менее чем по 40 компетенциям в очном и онлайн форматах.
В Тульской области стартует проект по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-1 I классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» 2020 года. Участниками проекта в 2020 году являются 76 субъектов Российской Федерации. Министерством образования Тульской области региональным оператором Проекта определено государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский государственный машиностроительный колледж имени Никиты Демидова».
Проект «Билет в будущее» реализуется с 2018 года на основании перечня поручений президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» от 23.02. 2018 г. Пр.№ 328 и Паспорта федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3.
В 2019 году на федеральной платформе проекта «Билет в будущее» было зарегистрировано более 9,7 тысяч школьников из 185 общеобразовательных организаций, расположенных в Тульской области, В октябре-ноябре 2019 года почти четыре тысячи школьников посетили профориентационные мероприятия ознакомительного формата, 1592 школьника приняли участие в очных и онлайн пробах вовлеченного выбора, более половины из них, 815 человек, прошли профпробы по двум профессиональным компетенциям, 101 школьник посетил профессиональные пробы углубленного выбора.
Профессиональные пробы для школьников были организованы под руководством опытных наставников на 19 площадках по 22 профессиональным компетенциям, таким как:
- Предпринимательство,
- Прототипирование и Промышленный дизайн,
- Веб-дизайн и разработка,
- Дополненная и виртуальная реальность,
- Графический дизайн,
- Информационная безопасность,
- Интернет вещей,
- Фотография,
- Лабораторный химический анализ,
- Сварочные технологии,
- Эксплуатация сельскохозяйственных машин,
- Ремонт и обслуживание легковых автомобилей,
- Электроника,
- Ландшафтный дизайн,
- Ветеринария,
- Поварское дело
- Кондитерское дело,
- Ресторанный сервис,
- Туризм,
- Физкультура,
- Спорт и фитнес,
- Преподавание в младших классах,
- Мобильная робототехника,
- Робототехника.
Площадками профессиональных проб в Тульской области в период с 5 ноября по 6 декабря проведено более 250 мероприятий со школьниками, которые позволили ребятам погрузиться в основы той или иной профессии, приобрести новые профессиональные компетенции, а главное сделать серьезный шаг к профессиональному самоопределению. Участниками проекта также стали школьники с ограниченными возможностями здоровья. В профессиональных пробах вовлеченного и углубленного уровня приняли участие 41 обучающийся из государственных профессиональных образовательных организаций, 23 из них посетили 2 практических мероприятия но одной из выбранных компетенций: Физическая культура, спорт и фитнес, Предпринимательство, Фотография.
Куда пойти учиться
Высшие учебные заведения
- Институт экономики и управления негосударственный
300041, Тульская область, г. Тула, ул. Вересаева, д. 10 - Тульский артиллерийский инженерный институт
300012, Тульская область, г. Тула, просп. Ленина, д. 99 - Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого государственный
300026, Тульская область, г. Тула, просп. Ленина, д. 125 - Тульский государственный университет
300600, Тульская область, г. Тула, просп. Ленина, д. 92. - Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова (ТИУБ им. Н.Д. Демидова)негосударственный
300028, Тульская область, г. Тула, ул. Болдина, д. 98б - Тульский институт экономики и информатики негосударственный
300041, Тульская область, г. Тула, ул. Демонстрации, д. 6 - Тульский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет»
300000, Тульская область, г. Тула, просп. Ленина, д. 53б - Тульский филиал Международного юридического института негосударственный
300041, Тульская область, г. Тула, ул. Коминтерна, д. 31 - Тульский филиал Московского государственного университета культуры и искусств государственный
300600, Тульская область, г. Тула, просп. Ленина, д. 36 - Тульский филиал Московского института комплексной безопасности негосударственный
300600, Тульская область, г. Тула, ул. Ф. Энгельса, д. 40 - Тульский филиал Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации
300041, Тульская область, г. Тула, просп. Ленина, д. 53 - Тульский филиал Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Международная академия бизнеса и управления» негосударственный
300028, Тульская область, г. Тула, ул. Болдина, д. 98 - Тульский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА при Правительстве Москвы негосударственный
300001, Тульская область, г. Тула, ул. Гармонная, д. 37 - Тульский филиал Российской международной академии туризма (ТФ РМАТ) негосударственный
300041, Тульская область, г. Тула, ул. Ф. Энгельса, д. 40 - Тульский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерациигосударственный
300026, Тульская область, г. Тула, просп. Ленина, д. 104 - Тульский филиал Современной гуманитарной академии негосударственный
300026, Тульская область, г. Тула, просп. Ленина, д. 102, корп. 4 - Филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Туле
300012, Тульская область, г. Тула, ул. Оружейная, д. 1а
Военное образование
Военный комиссариат городского округа г. Тула приглашает юношей и девушек получить образование в военных учебных заведениях по различным специальностям. Категория для поступления: граждане в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу. Продолжительность обучения по программам:
- высшего профессионального образования — 5 лет,
- среднего профессионального образования — 2 года 10 месяцев.
По окончании обучения выдается диплом государственного образца с присвоением званий «лейтенант» или «прапорщик» соответственно. Во время обучения выплачивается стипендия: на 1 курсе — 2000 рублей, на 2 курсе и до выпуска из учебного заведения — от 15 до 22000 рублей. В период обучения курсанты находятся на полном государственном обучении. Заработная плата по окончании обучения: лейтенанта — 40000 — 50000 рублей, прапорщика — 20000 — 30000 рублей
По возникающим вопросам обращаться по адресу: г. Тула, ул.Коминтерна,28 каб.329, телефон: 36-55-27
Высшие военные образовательные учреждения
Перечень военных образовательных организаций, в том числе высшего профессионального образования МО РФ, Вузы Федеральных органов исполнительной власти РФ, военные образовательные организации среднего образования МО РФ.
Дополнительную информацию о правилах приема в военные образовательные заведения высшего и среднего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации можно получить по адресу: г. Тула, ул. Коминтерна, д. 28, каб. 329, тел. 36-55-27, 56-62-52
Информация по вузам МО РФ представлена на сайте — http://www.mil.ru, раздел – Военное образование.
Полезные ссылки
- Академия ГПС МЧС России официальный сайт — http://www.academygps.ru/
- ФГБОУ Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России — http://www.igps.ru/
- ФГБОУ ВПО Ивановский институт ГПС МЧС России — http://www.edufire37.ru/about/
- Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России —http://ВИГПС.РФ
- ФГБОУ Институт военно-технического образования и безопасности (ИВТОБ)
- Контактная информация : 195251 Россия, Санкт-Петербург, Политехническая ул. , д.29
- Телефон, факс – 7 (812)552 -98 — 24, e-mai l:deanery@fkb.spbstu.ru,dekan — &b@mail .ru; www.fkb.spbstu.ru
Академия ФСБ России (г. Москва)
Подготовка специалистов ведется на следственном и контрразведывательном факультетах института подготовки оперативного состава (далее — ИПОС) Академии, факультете иностранных языков (далее — ФИЯ) Академии, факультетах прикладной математики, специальной техники, информационной безопасности и оперативно-техническом факультете института криптографии, связи и информатики (далее — ИКСИ) Академии
Для обучения принимаются граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет включительно. Возраст кандидатов исчисляется на дату их зачисления на обучение.
Лица женского пола принимаются только на факультет иностранных языков.
Прием на обучение проводится по результатам военно-врачебной комиссии, проверки уровня физической подготовки и сдачи ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний. Экзамены должны быть сданы по следующим предметам:
для поступающих на следственный факультет ИПОС:
- ЕГЭ — русский язык, обществознание, история;
- Дополнительные испытания — по обществознанию (письменно), по русскому языку (письменно);
для поступающих на контрразведывательный факультет ИПОС:
- ЕГЭ — русский язык, обществознание, иностранный язык;
- Дополнительные испытания — по обществознанию (письменно), по иностранному языку (письменно);
для поступающих на ФИЯ Академии:
- ЕГЭ — русский язык, иностранный язык, литература;
- Дополнительные испытания — по иностранному языку (письменно, устно), по русскому языку (письменно);
для поступающих на факультеты ИКСИ:
- ЕГЭ — русский язык, математика (профильный уровень), физика.
- Дополнительные испытания — по математике (письменно); по физике (письменно).
Минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности, позволяющее участвовать в дополнительных вступительных испытаниях, устанавливается решением руководства ФСБ России. Дополнительную информацию можно получить по телефону: (4872)326-402.
Высшие учебные заведения ФСБ России пограничного профиля
Для обучения принимаются граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет включительно. Возраст кандидатов исчисляется на дату их зачисления на обучения.
Лица женского пола на обучение не принимаются.
Прием на обучение проводится по результатам военно-врачебной комиссии, проверки уровня физической подготовки и сдачи ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний.
Экзамены ЕГЭ должны быть по следующим предметам:
1.Московский пограничный институт ФСБ России
- высшее образование: специальность «Пограничная деятельность» ЕГЭ — русский язык, обществознание, дополнительное испытание — история, физическая подготовка;
- высшее образование: специальность «Спецназ» ЕГЭ — русский язык, обществознание, дополнительное испытание — история, физическая подготовка;
- среднее профессиональное образование (в т.ч. в филиал Института г. Оболенск Московской области): специальность«Правоохранительная деятельность»—без дополнительных испытаний.
2. Голицинский пограничный институт ФСБ России (г. Голицыно Московской обрасти)
- высшее образование: специальность «Пограничная деятельность» ЕГЭ — русский язык, обществознание, дополнительное испытание — история, физическая подготовка;
- высшее образование: специальность «Психология служебной деятельности» ЕГЭ — русский язык, математика (профильный уровень) дополнительное испытание — биология, физическая подготовка;
- среднее профессиональное образование (в т.ч. в филиал Института г. Ставрополь):— специальность «Правоохранительная деятельность» – без дополнительных испытаний; специальность «Многоканальные телекоммуникационные системы» – без дополнительных испытаний
3. Калининградский пограничный институт ФСБ России
Высшее образование:
- специальность «Пограничная деятельность» ЕГЭ — русский язык, обществознание, дополнительное испытание — история, физическая подготовка,
- специальность «Специальные радиотехнические системы» ЕГЭ — русский язык, физика, дополнительное испытание —математика;
- специальность «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения» ЕГЭ — русский язык, физика, дополнительное испытание —математика;
Среднее профессиональное образование:
- специальность «Правоохранительная деятельность» – без дополнительных испытаний;
- специальность «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» – без дополнительных испытаний
- специальность «Компьютерные сети»– без дополнительных испытаний.
4. Институт береговой охраны ФСБ России (г. Анапа)
Высшее образование:
- специальность «Пограничная деятельность», ЕГЭ — русский язык, обществознание, дополнительное испытание — история, физическая подготовка;
- специальность «Судовождение», ЕГЭ —русский язык, физика, дополнительное испытание –математика;
Среднее профессиональное образование:
- специальность «Правоохранительная деятельность» – без дополнительных испытаний;
- специальность «Автоматические системы управления» – без дополнительных испытаний;
- специальность «Судовождение» – без дополнительных испытаний;
- специальность «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» – без дополнительных испытаний;
- специальность «Эксплуатация судовых энергетических установок» – без дополнительных испытаний;
- специальность «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» – без дополнительных испытаний
Минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности, позволяющие участвовать в дополнительных вступительных испытаниях, устанавливается решением руководства ФСБ России. Дополнительную информацию можно получить по телефону: (4872)326-406.
Высшее образование в системе ФСИН ( Федеральная служба исполнения наказаний)
Перечень образовательных учреждений ФСИН России и реализуемых в них специальностей для поступления .
Перечень вступительных испытаний в образовательных учреждениях ( ЕГЭ)
По окончании профессиональных учреждений ФСИН России присваивается звание «лейтенант внутренней службы». Выпускники пользуются льготами, действующими для сотрудников ФСИН России. Телефон для справок -8 (4872) 32-97-39 . Адрес : г. Тула, ул. Мориса Тореза, 11 б
Перечень Высших военно-морских учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации
- Военный институт (военно-морской) ФГК ВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» Министерства обороны Российской Федерации, 199162, г. Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, д. 17, (e-mail: vunc-vmf-1fil@mil.ru);
- ФГК ВОУ ВО «Военный институт (военно-морской политехнический)», 196604, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Кадетский бульвар, д. 1 (e-mail: vunc-vmf- vmii@mil.ru);
- ФГК ВОУ ВО «Балтийский военно-морской институт имени Ф. Ф. Ушакова», 236036, г. Калининград, Советский проспект, д. 82 (236036, г. Калининград, Советский проспект, д. 82) (e-mail: vunc-vmf-bvmi@mil.ru);
- ФГК ВОУ ВО «Тихоокеанское высшее военно-морского училище имени С.О. Макарова», 690062, г. Владивосток, Камский переулок, 6 (e-mail: vunc-vmf- tovmi@mil.ru);
- ФГБ ВОУ ВО «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С.Нахимова», 299028, г. Севастополь, ул. Дыбенко, д. 1а (e-mail: chvvmy_3@mil.ru).